Опять грязный, как свинья», «Ой, горе ты мое», «Если ты меня не будешь слушаться, то мама умрет», «Счастье ты мое», «Ты будешь таким же, как и твой отец — алкаш» и т.д. Каких только высказываний не удостаивается за свое непослушание и капризы ребенок. Да и мы взрослые иногда с горечью и грустью, а иногда с радостью и удовольствием, можем вспомнить, что нам говорили, какие слова, мы чаще всего слышали от наших родителей, бабушек, в момент, когда у кого-то было плохое или хорошее настроение. И как часто мы копируем в своей взрослой жизни те фразы, интонации, поведение без должного осознания и осмысления последствий этих высказываний. Тем самым задавая определенную психологическую программу. Существует так называемые непрямые родительские установки, которые любящие нас родители, сами того не желая, буквально внушали нам многократным повторением, формируя определенную «психологическую программу». Помните, как ласковой интонацией, или в шутку мама, папа, бабушка или дедушка говорили: «Горюшко ты мое!», «Мне от тебя тошно», «Ты что — самый умный или тебе больше всех надо», «Ишь ты какой смелый!». Список привычных причитаний наших родителей каждый может продолжить сам.
Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка еще незакончено, он пока не может критически оценить и осмыслить, тот вербальный (словесный) и невербальный посыл, который адресуется ему от родителей, вследствие чего, он воспринимает поступающую к нему информацию буквально. Так, если по возвращении с прогулки домой ребенку неоднократно говорят: «Опять как свинья, грязный», приучая, таким образом, якобы к опрятности, (надо отметить, что у родителей всегда благие намерения), то если ребенок не получает при этой критике положительного примера, он как бы в оправдание начинает вести себя так, как от него этого уже заранее ждут. Если ребенку постоянно говорить, что он дурак, то ждать от него успешной учебной деятельности и мотивации к ней не стоит. Как часто можно наблюдать картину, когда ребенку в школе навешивают ярлык «шута» или/и хулигана учителя и родители, программируя его на определенное поведение, с чем в дальнейшем они не в состоянии справиться сами, так как директивные и манипулятивные методы не помогают, а зачастую усугубляют и без того непростое поведение и состояние ребенка. Часто, в таких случаях, требуется консультация специалиста. Важно давать ребенку понять, что вы верите в его возможности меняться. Если даже что-то не получается, то безвыходных ситуаций не бывает, всегда можно все исправить; и ребенку, на самом деле, под силу принять правила опрятности и быть успешным учеником в школе среди своих одноклассников.
И это еще не самые тяжелые последствия психологического программирования и тех опасных установок, которые «награждают» родители своих детей. Гораздо опаснее те установки, в которых обесценивается рождение и существование ребенка. Это такого род высказывания: «Да за что же мне такое горе», «И зачем я тебя только на свет-то родила, такого», «Надо было тебя оставить в родильном доме», «Глаза бы мои на тебя не глядели!» и т. д. Высказывания такого рода формируют у ребенка негативное отношение к себе, низкую самооценку, ощущение ненужности, опустошенности, одиночества. Такого рода установки программируют, как правило, ребенка на самоуничтожение и неприятие себя, следствием чего может явиться злоупотребление психоактивными веществами, такими как наркотики, алкоголь, табакокурение и т.д. Что по своей сути, является, пассивным самоубийством. У ребенка появляется установка: «я — никто, я – не нужен, мир опасен» Эти аутодеструктивные психологические установки, могут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни, приводя зачастую к трагическому финалу.
Психологические установки весьма разнообразны, такие как: «Будь каким-нибудь другим!» К таким установкам относятся высказывания типа: «Ты уже не ребенок! Пора стать взрослым!», «Ну что ты как девчонка (мальчишка)»,
«Девочки (мальчики) так себя не ведут!». Став взрослыми, такие дети с трудом находят общий язык со своими или другими детьми. Они не понимают, о чем можно поговорить с ребенком, им легче научить, чем разделять детские интересы, так как собственное детство, дающее нам «заряд непосредственности» было под запретом, такие дети научены подавлять свои детские желания. Также весьма непродуктивной является программа: «Будь глупым!». В быту эта установка дается фразами типа: «Не умничай!», «Делай что сказали — нечего рассуждать!», «Не думай — забудь про это!», «Ты что — тут самый умный?!». Став взрослее, такой человек может часто испытывать чувство растерянности перед решением конкретной проблемы, а также склонен совершать необдуманные поступки.
Таким образом, можно сказать, уважаемые родители, для того, чтобы Ваш ребенок рос психологически и психически полноценным, очень важно, чтобы ребенка принимали и любили таким, какой он есть, независимо оттого, какое поведение он демонстрирует. Ругается мой ребенок, дерется, плохо ведет себя на уроках, капризничает – я все равно его люблю.
Всегда важно помнить: «Как лодку назовешь, так она и поплывет…….». Обращаясь к ребенку, важно задуматься над тем, какие последствия будут иметь ваши слова. Если не хотите, чтобы ребенок вырос демонстративным и истеричным, не приписывайте ему мнимых достоинств и не делайте его кумиром семьи. Если не хотите, уважаемые родители, чтобы ваш ребенок вырос тревожным, неуверенным в себе, депрессивным – не унижайте его достоинства, прислушивайтесь к его потребностям. Ребенку свойственно быть любопытным, непосредственным, буквально воспринимающим мир. И если ему говорят: «Пробуй, у тебя получится», доверяя его возможностям и потенциальным способностям, вместо: «Вот дурак на мою голову навязался», то вместо забитого, унылого, «глупого», закомплексованного ребенка, вы получите уверенного, с адекватной, высокой (не путать с завышенной) самооценкой, радостного и довольного своего чада.
Вспомните, а какие установки давали вам ваши родители? Что вы чувствовали при этом, каким образом они отражались на вашем поведении? И что вы сами думаете по этому поводу? Какие установки наиболее благоприятны для развития ребенка?
Яна Ледовских, психолог
Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка еще незакончено, он пока не может критически оценить и осмыслить, тот вербальный (словесный) и невербальный посыл, который адресуется ему от родителей, вследствие чего, он воспринимает поступающую к нему информацию буквально. Так, если по возвращении с прогулки домой ребенку неоднократно говорят: «Опять как свинья, грязный», приучая, таким образом, якобы к опрятности, (надо отметить, что у родителей всегда благие намерения), то если ребенок не получает при этой критике положительного примера, он как бы в оправдание начинает вести себя так, как от него этого уже заранее ждут. Если ребенку постоянно говорить, что он дурак, то ждать от него успешной учебной деятельности и мотивации к ней не стоит. Как часто можно наблюдать картину, когда ребенку в школе навешивают ярлык «шута» или/и хулигана учителя и родители, программируя его на определенное поведение, с чем в дальнейшем они не в состоянии справиться сами, так как директивные и манипулятивные методы не помогают, а зачастую усугубляют и без того непростое поведение и состояние ребенка. Часто, в таких случаях, требуется консультация специалиста. Важно давать ребенку понять, что вы верите в его возможности меняться. Если даже что-то не получается, то безвыходных ситуаций не бывает, всегда можно все исправить; и ребенку, на самом деле, под силу принять правила опрятности и быть успешным учеником в школе среди своих одноклассников.
И это еще не самые тяжелые последствия психологического программирования и тех опасных установок, которые «награждают» родители своих детей. Гораздо опаснее те установки, в которых обесценивается рождение и существование ребенка. Это такого род высказывания: «Да за что же мне такое горе», «И зачем я тебя только на свет-то родила, такого», «Надо было тебя оставить в родильном доме», «Глаза бы мои на тебя не глядели!» и т. д. Высказывания такого рода формируют у ребенка негативное отношение к себе, низкую самооценку, ощущение ненужности, опустошенности, одиночества. Такого рода установки программируют, как правило, ребенка на самоуничтожение и неприятие себя, следствием чего может явиться злоупотребление психоактивными веществами, такими как наркотики, алкоголь, табакокурение и т.д. Что по своей сути, является, пассивным самоубийством. У ребенка появляется установка: «я — никто, я – не нужен, мир опасен» Эти аутодеструктивные психологические установки, могут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни, приводя зачастую к трагическому финалу.
Психологические установки весьма разнообразны, такие как: «Будь каким-нибудь другим!» К таким установкам относятся высказывания типа: «Ты уже не ребенок! Пора стать взрослым!», «Ну что ты как девчонка (мальчишка)»,
«Девочки (мальчики) так себя не ведут!». Став взрослыми, такие дети с трудом находят общий язык со своими или другими детьми. Они не понимают, о чем можно поговорить с ребенком, им легче научить, чем разделять детские интересы, так как собственное детство, дающее нам «заряд непосредственности» было под запретом, такие дети научены подавлять свои детские желания. Также весьма непродуктивной является программа: «Будь глупым!». В быту эта установка дается фразами типа: «Не умничай!», «Делай что сказали — нечего рассуждать!», «Не думай — забудь про это!», «Ты что — тут самый умный?!». Став взрослее, такой человек может часто испытывать чувство растерянности перед решением конкретной проблемы, а также склонен совершать необдуманные поступки.
Таким образом, можно сказать, уважаемые родители, для того, чтобы Ваш ребенок рос психологически и психически полноценным, очень важно, чтобы ребенка принимали и любили таким, какой он есть, независимо оттого, какое поведение он демонстрирует. Ругается мой ребенок, дерется, плохо ведет себя на уроках, капризничает – я все равно его люблю.
Всегда важно помнить: «Как лодку назовешь, так она и поплывет…….». Обращаясь к ребенку, важно задуматься над тем, какие последствия будут иметь ваши слова. Если не хотите, чтобы ребенок вырос демонстративным и истеричным, не приписывайте ему мнимых достоинств и не делайте его кумиром семьи. Если не хотите, уважаемые родители, чтобы ваш ребенок вырос тревожным, неуверенным в себе, депрессивным – не унижайте его достоинства, прислушивайтесь к его потребностям. Ребенку свойственно быть любопытным, непосредственным, буквально воспринимающим мир. И если ему говорят: «Пробуй, у тебя получится», доверяя его возможностям и потенциальным способностям, вместо: «Вот дурак на мою голову навязался», то вместо забитого, унылого, «глупого», закомплексованного ребенка, вы получите уверенного, с адекватной, высокой (не путать с завышенной) самооценкой, радостного и довольного своего чада.
Вспомните, а какие установки давали вам ваши родители? Что вы чувствовали при этом, каким образом они отражались на вашем поведении? И что вы сами думаете по этому поводу? Какие установки наиболее благоприятны для развития ребенка?
Яна Ледовских, психолог