Победи детские страхи

Наличие страхов у детей как школьного, так и дошкольного возраста составляют приоритетную часть всех психологических проблем. У детей, оставшихся без попечения родителей, особенно у повторно помещенных в детский дом, зачастую широкий диапазон страхов, это нередко приводит к значительным нарушениям в поведении и эмоциональной сфере ребенка. Страхи могут носить как естественный, так и патологический характер.

В определенные периоды детства ребенок проходит необходимые для его нормального психологического развития стадии переживания страха. Вначале появляется страх сказочных персонажей, а затем страх смерти, в результате которого, например, ребенок начинает осознавать, что жизнь имеет свой конец. Кроме так называемых естественных страхов, существуют те, которые требуют устранения, или хотя бы их уменьшения (редукции). Если ребенок боится чего-то конкретного (темноты, пауков, смерти и т.д.), то такие страхи называются фобиями, от латинского фобос (страх). Усиление фобий может происходить по различным причинам: смерть одного из родителей, запугивание ребенка взрослыми, например, «тебя бабайка заберет», «если не будешь слушаться маму, то она умрет» и т.д. У впечатлительных детей, ранимых, невротичных, с развитым воображением, также могут обостряться страхи (фобии). Коррекционная работа, то есть работа по ликвидации фобий может осуществляться не только соответствующими специалистами, но и самими родителями.

Есть способы, которые элегантно и безопасно для психики приемного или родного ребенка позволят минимизировать или даже полностью избавить ваше чадо от ненужных внутренних переживаний, и один из таких способов это арт-терапия. Арт-терапия это наиболее деликатный и щадящий и вместе с тем эффективный метод преодоления страхов у детей. Красивое слово арт-терапия известно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art — искусство, therapy — лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем. Под понятием искусства в данном случае попадает любая творческая деятельность человека: танец, музыка, живопись, кино, скульптура, архитектура, фольклор и т. д.

Спонтанность и непосредственность ребенка позволяют ему проецировать свои переживания, не используя принятые шаблоны и стандарты на бумагу. Изображая свои страхи, оформляя их в виде рисунков, дитя освобождается от страхов и психологических травм. Арт-терапия представлена не только в художественной варианте, но и в таком виде как сказкотерапия. Рассказывая ребенку терапевтические истории, сказки, притчи, метафоры, и обсуждая и анализируя их, ребенок вырабатывает новые способы поведения и реагирования на разные ситуации и в результате избавляется от фобий. В качестве терапевтических историй весьма полезно использовать сказки известного психотерапевта и сказкотерапевта Андрея Гнездилова и психолога Т. Зинкевич — Евстигнеевой.

В качестве примера арт-терапевтических методик я предлагаю родителям совместно с ребенком попробовать выполнить следующее упражнение под названием «Победи свой страх». Содержание занятия: ребенку предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, свои ощущения, когда ему бывает страшно, придумать этому название; затем открыть глаза и рассказать о своих чувствах и эмоциях по поводу своих переживаний, нарисовать страх на листе бумаги используя различные изобразительные средства. Придумать название и содержание истории, в которой бы страх был главным действующим лицом. Далее ребенку предлагается «озвучить» картину. В заключительной части ребенок может поделиться собственными впечатлениями от работы. Затем лист с рисунком уничтожается, можно его просто разорвать, и важно, чтобы это сделал сам ребенок.

тВ заключении важно отметить: психологические травмы и связанные с ними фобии могут носить достаточно тяжелый характер и здесь без профессиональной помощи не обойтись. В случае необходимости родитель может и должен обратиться к психологу, психотерапевту или к психиатру. В любом случае, помните: любовь, внимание к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, чувствам способствуют гармоничному его развитию и в значительной степени снижают риск возникновения патологических страхов.

Добавить комментарий